Все что нужно знать о выхлопной системе

Оговариваем неисправности выхлопной системы и способы их устранения. Стоит ли ее ремонтировать или лучше поменять, а если стоит, то как? Заодно расскажем страшилки о каталитическом нейтрализаторе.

И. Ильф и Е. Петров

Выхлопная системаЗамечу, что в книжке «Разборный автомобиль» ленинградского издательства 1929 года так и написано: глушитель — шумоукротитель.

Решаемые задачки

Материалы по теме

Система выпуска отработавших газов тянется от мотора, расположенного на подавляющем большинстве автомобилей спереди, до заднего бампера машины. На протяжении сего пути вредные вещества преобразуются в нейтральные, для чего необходимо наличие катализатора. Далее в нескольких акустических камерах происходит сглаживание вибраций давления, а также значительное снижение температуры газов.

Элементы системы трудятся при очень высокой температуре: попытки защитить их лакокрасочными покрытиями или противокоррозионными мастиками обречены на провал. После первого же пуска двигателя эти покрытия сгорают. Снаружи на детали воздействуют влага и реагенты, которыми дорожники поливают улицы и шоссе. При данном грязная вода вызывает большие скачки температуры — тепловые удары, кот-ые долговечность явно не увеличивают.

Рассмотрим конструктивные меры для увеличения долговечности системы и материалы, из которых выполняют компоненты выпуска отработавших газов:

Экономная и ремонтопригодная средние учебные заведения

Выхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Рено Дастер 2.0 4×4: 1 — уплотнительная прокладка соединения выпускного коллектора и головки блока цилиндров; 2 — выпускной коллектор; 3 — управляющий датчик концентрации воздуха; 4 — уплотнительная прокладка фланцев выпускного коллектора и металлокомпенсатора; 5 — металлокомпенсатор; 6 — подушка подвески каталитического нейтрализатора; 7 — каталитический нейтрализатор; 8 — диагностический датчик концентрации воздуха; 9 — подушка подвески дополнительного глушителя; 10 — дополнительный глушитель; 11 — подушки подвески главного глушителя; 12 — основной глушитель

Выхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Рено Логан первого поколения: 1 — выпускной коллектор; 2 — прижимающая пластина крепления приемной трубы к выпускному коллектору; 3 — каталитический нейтрализатор отработавших газов; 4 — вспомогательный глушитель; 5 — основной глушитель; 6 — кронштейн подвески системы

Система выпуска отработавших газов Рено Логан первого поколения: 1 — выпускной коллектор; 2 — прижимающая пластина крепления приемной трубы к выпускному коллектору; 3 — каталитический нейтрализатор отработавших газов (от нидерл. gas, восходит к др.-греч; 4 — вспомогательный глушитель; 5 — основной глушитель; 6 — кронштейн подвески системы

Выхлопная системаРазметка места, по которому можно разрезать систему выпуска отработавших газов Дастера

Выхлопная системаРемонтная муфта, с поддержкой которой соединяют трубы.

Зато каталитический нейтрализатор на автомобилях Renault расположен так, что проблемы от его разрушения, о чем расскажем ниже, не грозят повреждением двигателя.

Выхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Фольксваген Polo: 1 — уплотнительная прокладка между головкой блока цилиндров и катколлектором; 2 — катколлектор; 3 — управляющий датчик концентрации воздуха; 4 — уплотнительная прокладка между катколлектором и трубой металлокомпенсатора с добавочным глушителем; 5 — диагностический датчик концентрации кислорода; 6 — подушка подвески вспомогательного глушителя; 7 — дополнительный глушитель с металлокомпенсатором; 8 — подушка подвески главного глушителя; 9 — основной глушитель; 10 — соединительная муфта с 2-мя хомутами

А вот корейские производители не гнушаются поделить систему на четыре части, что, естественно же, облегчает ремонт. Ведь во всех современных автомобилях довольно малоресурсным составляющей является металлокомпенсатор, а здесь он выделен в независимый узел.

Система выпуска отработавших газов Хэндэ Solaris: 1 — уплотнительная прокладка катколлектора; 2 — катколлектор; 3 — резонатор; 4 — подушка подвески вспомогательного глушителя; 5 — уплотнительная прокладка фланцев труб дополнительного и главного глушителей; 6 — передняя подушка подвески основного глушителя; 7 — ведущей глушитель; 8 — дополнительный глушитель; 9 — задняя подушка подвески главного глушителя; 10 — подушка подвески промежуточной трубы; 11 — уплотнительная прокладка фланцев металлокомпенсатора и резонатора; 12 — промежная труба с металлокомпенсатором; 13 — диагностический датчик концентрации кислорода; 14 — уплотнительная прокладка фланцев катколлектора и промежной трубы; 15 — управляющий датчик концентрации кислорода

Выхлопная системаПо сопоставлению с показанными раньше, соединения труб выхлопной системы Лада Веста смотрится убого.

На современном этапе ремонт элементов системы выпуска отработавших газов осуществляется в большинстве случаев подменой отдельных элементов. Наиболее часто выходят из строя металлокомпенсаторы, после этого обычно следуют глушители.

  • повышенные нажим и температура газов, возникающие из-за забитого каталитического нейтрализатора (в случае если нейтрализатор расположен за металлокомпенсатором);
  • повреждение стенок гофры под воздействием повышенной вибрации силового агрегата;
  • механическое повреждение от дороги.

Глушители есть смысл ремонтировать сваркой, только если речь идет о механической пробоине от дорожного покрытия. Покрытый ржавчиной глушитель ремонтным работам не подлежит. Мастерские могут подобрать универсальный глушитель за разумные средства, в то время как оригинал для подержанного автомобиля порой обойдется в четверть стоимости вашего транспортного средства.

Теперь побеседуем о самом сложном, дорогом и коварном элементе системы выпуска отработавших газов — каталитическом нейтрализаторе. Это прибор начали применять еще в прошлом веке для снижения токсичности отработавших газов авто двигателя с искровым зажиганием. Внутри катализатора расположен пористый несущий материал — глиняний блок с сотовой структурой. На поверхности керамического блока нанесен промежный слой активаторов, а поверх него — каталитически активный слой из великодушных металлов (платины, палладия и родия). На нем-то и происходят химические реакции, при кот-ых ядовитые вещества отработавших газов — оксид углерода и оксиды азота — преобразуются в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и водяной пар. Уровень очистки отработавших газов в исправном нейтрализаторе достигает 98%. У большинства передовых автомобилей с нормами токсичности Евро-4 и Евро-5 каталитические нейтрализаторы располагают очень максимально близко к выпускным отверстиям двигателя и крепят шпильками через прокладку к головке блока цилиндров.

Каталитический нейтрализатор — весьма жаркий сосед для всех составляющих в подкапотном пространстве, и поэтому на него всегда устанавливают защитные кожухи.

Для правильной работы системы перед каталитическим блоком и незамедлительно за ним устанавливают кислородные датчики (лямбда-зонды). Стоящий до нейтрализатора датчик именуют управляющим, а установленный после — диагностическим.

Вариантов развития мероприятий всего два:

Каталитический нейтрализатор, вышедший из строя, по-хорошему должен быть заменен свежим, но цена такого ремонта очень высока. Поэтому менее ответственные автовладельцы ставят вместо него пламягаситель. Это элемент, никоим образом не снижающий токсичность отработавших газов и требующий или перепрошивки блока управления двигателем, либо установки «обманки». Менее правильным, но и дорогим способом является установка ремонтного каталитического блока в ваш же корпус или вварка в трубопровод каталитического нейтрализатора в своем, новом корпусе.