Устройство механической коробки передач Renault Duster

Шестиступенчатая коробка передач автомобиля 4×4: 1 — выключатель света заднего хода; 2 — сапун; 3 — картер коробки передач; 4 — рычаг выбора передач; 5 — рычаг включения передач; 6 — картер сцепления; 7 — пробка маслозаливного отверстия; 8 — сальник привода левого колеса; 9 — первичный вал; 10 — сальник ведущего вала раздаточной коробки

Полноприводные автомобили оснащаются пяти или шестиступенчатыми механическими коробками передач. Коробка передач — механическая, двухвальная, с шестью передачами переднего хода и одной — заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей. Корпус коробки передач состоит из двух частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления и картера коробки передач. При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку. Ведущие шестерни всех передач переднего хода расположенны на первичном валу и находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, установленными на вторичном валу. Шестерни всех передач переднего хода косозубые, а заднего хода — прямозубые. На вторичном валу также расположена ведущая шестерня главной передачи. Ведущая шестерня главной передачи находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней главной передачи. Ведомая шестерня главной передачи установлена на коробке дифференциала и крепится к ней болтами. В коробке дифференциала установлены два сателлита и две полуосевые шестерни. Сателлиты установлены на оси, закрепленной в коробке дифференциала. Полуосевые шестерни передают крутящий момент к приводам передних колес. Коробка дифференциала вращается на двух роликовых конических подшипниках, внутренние кольца которых напрессованы на коробку дифференциала, а наружные запрессованы в картеры коробки передач и сцепления. Коробка дифференциала посредством шлицевого соединения передает вращение на ведущий вал раздаточной коробки.

Механизм управления коробкой передач: 1— трос выбора передач; 2 — трос включения передач; 3 — механизм управления; 4 — чехол рычага переключения передач; 5 — рычаг переключения передач

Расположение механизма управления коробкой передач на туннеле пола: 1 — механизм управления коробкой передач; 2 — болты крепления механизма управления; 3 — фиксаторы корпуса

Привод управления коробкой передач состоит из механизма управления, установленного в салоне автомобиля на туннеле пола, и механизма переключения передач, расположенного в картере коробки передач. Механизмы связаны двумя тросами: выбора и включения передач. Механизм управления коробкой передач крепится к туннелю пола четырьмя болтами. При выборе той или иной передачи трос выбора передач перемещает рычаг выбора передач, который, в свою очередь, устанавливает переключатель передач в пазу соответствующей вилки включения передачи. После того, как передача была выбрана, трос включения поворачивает рычаг, включая необходимую передачу. Трос включения и трос выбора передач — невзаимозаменяемые. Трос выбора передач можно отрегулировать по длине.

Трос включения и трос выбора передач: 1 — головка наконечника троса выбора передач; 2 — пружина; 3— запорная втулка фиксатора; 4 — зубчатый фиксатор; 5 — наконечник троса выбора передач; 6 — зубчатый конец троса; 7 — головка наконечника троса включения передач; 8 — защитный чехол троса; 9 — наконечник оболочки троса включения передач; 10 — установочная втулка оболочки троса включения передач; 11 — оболочка троса включения передач; 12 — оболочки троса выбора передач; 13 — установочная втулка оболочки троса выбора передач; 14 — наконечник оболочки троса выбора передач

Для изменения длины троса необходимо запорной втулкой 3 поджать пружину 2. После этого сдвигаем зубчатый фиксатор 4 (оранжевого цвета) внутри наконечника троса, выводя его зубья из зацепления с зубчатым концом троса 6. Перемещаем зубчатый конец троса 6 внутри наконечника, устанавливая необходимую длину троса, после чего фиксируем конец троса зубчатым фиксатором 4 и отпускаем запорную втулку. Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун, расположенный в ее верхней части. При техническом обслуживании наконечник на шланге следует несколько раз повернуть для его прочистки. В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на весь срок службы.

Сапун представляет собой пластмассовую втулку, запрессованную в картер. На втулку надет шланг На верхнем конце шланга сапуна закреплен пластмассовый наконечник

Уровень масла в коробке передач должен находиться на уровне нижней кромки маслозаливного отверстия, закрытого пластмассовой пробкой. Коробка передач представляет собой сложный узел, для ремонта которого необходимы опыт и специальный инструмент. Поэтому, ремонт коробки передач следует выполнять в специализированном техническом центре, располагающим как необходимым оборудованием, так и запасными частями. Чтобы снизить затраты на ремонт, коробку передач можно снять и установить самостоятельно. При серьезной поломке или сильном износе деталей коробки передач целесообразно заменить ее целиком.