Ум и мудрость

Год назад мой коллега Мельников уже посещал «Дастерскую» — почему же и я сажусь за руль не особо мощных кроссоверов Renault Duster, Kaptur и Koleos на льду замерзшего озера в Карелии? Потому что на этот раз обещан «тренировочный шип»!

Всего лишь полтора миллиметра? Да ведь даже у обычных покрышек шипы иногда после обкатки вылезают аж на 2 мм, как было у шин Bridgestone Blizzak Spike-02! Что же такого в раллийных «полуторамиллиметровых» шиповках Master Sport KХ-46 российского производства, в которые на этот раз обули Duster для зимней школы Renault? У них полтора миллиметра — это лишь вылет шипа над вставкой. А она, в свою очередь, возвышается над протектором еще на столько же. В сумме получается три миллиметра! Да, это не «боевые» шины, а тренировочные, как их называют раллисты. И на льду держат они...

Фантастически!

Шины Master Sport KX-46 грунтовые, а ошиповка ведется вручную

Главное на извилистой двухкилометровой трассе, проложенной на карельском озере, — поверить в держак, постараться забыть, что едешь по льду. Потому что боковые ускорения скорее «гравийные». Если на обычных «гражданских» шиповках Дастеру хватает мощности мотора для скольжений, то здесь уже нужно пореже пользоваться тормозами и стараться не отпускать правую педаль. Но приноровившись, можно валить на все деньги! Причем важно, разогнавшись на прямиках, успеть вновь включить блокировку муфты ­заднего привода, которая автоматически деактивируется после 80 км/ч. Ну а система стабилизации на «школьных» машинах, само собой, обезврежена.

Зачем все это нужно? Вкатываться, получать устойчивые навыки. Ведь поначалу с собой бороться приходится больше, чем со льдом: даже если не вписываешься в поворот, нужно преодолеть себя и выровнять руль, одновременно прибавив газу, — тогда и передние колеса зацеп ловят, и задние помогают активней.

А главное — получив возможность промчать по льду как по гравию, окончательно переходишь с ним на ты. ­Но-но-но, без панибратства! Ошибок скользкая трасса все равно не прощает. Однако даже потом, пересев на машины, обутые в обычные шипованные шины Dunlop Grandtrek Ice02, ты едешь куда уверенней.

Конечно, тормозить перед сменой курса приходится намного раньше. Само собой — с прямыми колесами, именно так любые зимние покрышки работают эффективней всего. Рулем закладывать вираж нужно загодя, еще до поворота: главное — не перекрутить со страху больше нужного, чтобы машина не заплужила. А в самом вираже уже распрямлять баранку — и газу!

Палочкой-выручалочкой трудился Renault Duster, переобутый в румынские гусеницы

И еще важно не гипнотизировать взглядом внешний снежный бруствер, на который тебя несет. А смотреть в следующий поворот, куда собираешься заехать. Тогда точно попадешь — железное правило, проверено. И когда спинным мозгом поймешь и запомнишь всю физику происходящего с автомобилем, начинаешь на 80 км/ч уверенно держаться там, где только что норовил вылететь на сорока!

Кстати, из подготовительных упражнений особенно полезным показалось ледовое торможение на точность — когда учишься приотпускать педаль на грани хруста антиблокировочной системы. Да, она дает возможность одновременно с замедлением еще и маневрировать, но ценой удлинения тормозного пути на скользком покрытии. А если ты играешь педалью, то позволяешь шипам сильнее вгрызаться в лед — и останавливаешься быстрее.

Тяжелый Koleos тоже может ездить боком! Но только после «спецподготовки» в рамках школы вождения

И надо ли вслед за Мельниковым повторять, что самым веселым в компании реношных кроссоверов оказался простак Duster? Он и прямо, он и боком, с поворотом и прискоком... Вот Kaptur в заносы запихивать сложнее, не говоря уже о самом тяжелом и инертном Колеосе.

Словом, два дня неожиданного кайфа от вождения утилитарных кроссоверов вновь вызвали сожаление о том, что Renault пока не планирует устраивать подобные программы для владельцев. Ведь такая школа тренирует не только водительский ум, то есть способность найти выход из трудной ситуации, но еще и мудрость — наработанное накатом умение в нее не попадать.