УАЗ "Патриот" вместо Renault Duster

Как и АвтоВАЗ, Ульяновский автомобильный завод — это не просто предприятие по выпуску транспортных средств, а целая эпоха отечественного автопрома со сложнейшей, как и у всего нашего народа, судьбой. Правда, если сравнивать жизненные неурядицы двух отечественных автопроизводителей, выяснится, что почти все экономические и политические невзгоды значительно легче переживал именно УАЗ. Почему? Ответ прост: госконтракты и оборонзаказ. УАЗ — главный отечественный производитель легкой техники для армии, полиции и прочих силовых структур, а потому над заводом куда в меньшей степени висела угроза банкротства и закрытия в любой из кризисов.

Но перестройка, уничтожение СССР и последующая разруха растянули процесс выпуска новой модели на долгих 17 лет. Лишь в 1997 году свет увидел серийный УАЗ-3160, который устарел еще до своего рождения. Однако руководству автозавода к тому моменту уже стало очевидно, что за иномарочной сменой модельного ряда каждые 5-7 лет УАЗу никогда не угнаться, а потому было принято волевое решение — шлифовать кирпич до полной бриллиантовости. Так УАЗ-3160 образца 1997 года превратился в UAZ Patriot 2016-го, пережив шесть глобальных модернизаций и рестайлингов, а также бесчисленное количество доработок.

Как не сложно догадаться, самые первые экземпляры 2005-2006 годов выпуска находятся в сильно потрепанном состоянии с припиской «требуется приложение рук и средств», но и цена соответствующая — около 200 000 рублей за экземпляр на хорошем ходу. Имея 300 000-350 000 рублей можно рассчитывать на рестайлинговый вариант с обновленным салоном. А располагая суммой в 400 000-500 000 рублей можно смело выбирать свежие 3-х летние образцы в предпоследнем обновлении с светодиодными ходовыми огнями, мультимедийной станцией, современной «шайбой» управления раздаткой и максимальным количеством импортных комплектующих.

Львиная доля «Патриотов» продается с бензиновым двигателем ЗМЗ 409-ой серии объемом 2,7 литра и мощностью 128-143 лошадиные силы в зависимости от модификации. Только официально этих модификаций на автомобили УАЗ устанавливалось пять штук, так что какая именно версия двигателя стоит на конкретной машине лучше всего смотреть по VIN-номеру. Мотор снискал славу тяговитого и ремонтопригодного, но очень неторопливого и очень прожорливого агрегата. Расход в 15-18 литров бензина — нормальный показатель.

Двигатель с чугунным блоком и алюминиевой головкой блока, с цепным приводом ГРМ. Увы, изначально более ресурсный цепной механизм оказался ненадежным, как из-за самих цепей, так и из-за их гидронатяжителей. Беда в том, что предсказать, что и когда сломается почти невозможно, поскольку цепей на «Патриот» устанавливалось не менее четырех вариантов с разной степенью живучести — предел самых выносливых около 90-100 тыс. км. Посторонние шумы и металлический призвук работы мотора — однозначный сигнал к замене механизма в сборе. Одна хорошая новость: обрыв цепи ГРМ не приводит к загибу клапанов.

Нестабильная работа мотора, провалы в мощности, еще больший расход топлива и масла, скорее всего, говорят о необходимости проверить топливную систему, систему смазки и систему зажигания, а также внимательно послушать двигатель на предмет металлических шумов и вибраций. Источников проблем может быть масса — от забитого топливного фильтра и проблемного масляного насоса до дисбаланса коленвала и прогорания поршней двигателя.

Около 10% «Патриотов» — с дизельным двигателем. Такое малое количество предложений объясняется изначально высокой стоимостью подобных модификаций, однако на вторичном рынке ситуация с ценами выровнялась. Причем дизелей на УАЗе было два: с 2008 по 2012 год устанавливался итальянский мотор F1A от IVECO объемом 2.3 литра и мощностью 116 лошадиных сил, а с 2012 года «Патриот» получил отечественный дизель ЗМЗ-51432 объемом 2.2 литра и мощностью 114 «лошадей».

На модификациях под Евро-3 актуальна проблема выхода из строя масляного насоса. Слаб клапан системы рециркуляции отработавших газов и ремень привода топливного насоса — зимой он замерзает и обрывается. Исправляется заменой на механизм с поликлиновым ремнем. Обрывало и трубопровод высокого давления. Проблема самоустранилась с переходом от механического ТНВД на впрысковую систему Bosch.

Лучшим по характеристикам и самым надежным агрегатом оказался 2.3-литровый дизель IVECO с ременным приводом ГРМ. Однако ввиду своего европейского происхождения мотор наиболее критичен к качеству топлива и регулярности замены хорошего масла. Замена форсунок, как и ремонт других поломок, может обойтись в круглую сумму. Внимательно стоит следить за уровнем антифриза, так как он регулярно протекает через плохо зажатые патрубки. В зависимости от режима эксплуатации может начать задавать вопросы турбина: ее посвистывания — первые признаки неисправности. Частенько встречаются проблемы по моторной электрике и глюки «датчиков».

УАЗ «Патриот» оснащается исключительно 5-ступенчатой «механикой», которая производится в Китае по лицензии южнокорейской компании Dymos, входящей в концерн Hyundai. Собственно, поэтому коробка — один из наименее проблемных узлов внедорожника. Но есть нюансы. В частности, подтекает сальник вторичного вала, который меняется вместе с подшипником, что требует разбора всей коробки передач. Тут же стоит проверить износ вообще всех возможных подшипников на каждой передаче, поскольку повышенный шум работы коробки говорит об их износе или же о недостатке масла. Самопроизвольное выключение передач может говорить о заедании привода, износе фиксирующих шайб или вилки переключения.

В зависимости от версии на «Патриоте» использовались механизмы сцепления разных брендов, самым надежным из которых оказалось сцепление немецкой фирмы LuK. Остальные выносливостью не отличаются.

Железная рекомендация — замена в раздатке и карданах всех прокладок, сальников и уплотнительных колец, качество которых не выдерживало критики.

С 2014 года УАЗ перешел на раздаточную коробку с электромеханическим управлением той же фирмы Dymos, которая поставляет заводу коробку передач. Количество проблем резко сократилось, а характеристики улучшились, однако некоторые недостатки не ушли. В частности, сохранились протечки масла из-за тех же дубовых уплотнителей и сальников. На новой раздатке передачи могут произвольно включаться из-за постоянных повышенных вибраций, действующих на селектор выбора режимов. Кроме того, в коробке быстрее обычного растягивается цепь. Кстати, применение новой раздатки привело к многим изменениям в других механизмах — стал цельным кардан заднего моста, из-за чего исчезли вибрации, цепной привод избавил от многих шумов, ручник «Патриота» стал блокировать колеса, а не кардан. Раздатка поднялась выше от земли, из-за чего пришлось увеличить тоннель.

Неразрезные мосты и задние рессоры УАЗа, конечно, дают определенный запас прочности, однако от проблем со всем остальным, увы, не избавляют. В первую очередь, болезнь внедорожника — слабые шкворни, которые не выдерживают и 30 тыс. км, после чего колеса начинают болтаться, а машина терять устойчивость. Быстро сдаются и СААЗовские амортизаторы. Рулевые тяги и крышка переднего моста при езде по бездорожью подвержены частым повреждениям.

Железо на «Патриоте» коррозийной стойкостью не отличается. Чем старше машина, тем это очевиднее. В зоне риска края всех дверей, крышка капота, крылья и пороги. Учитывая, что большая часть покупателей подразумевала жесткую эксплуатацию, многие делали дополнительный антикор, однако он бывает разного качества.

Салон, увы, качеством исполнения тоже не отличается. Сверчки, жучки и дребезжания, отваливающиеся панели, перекошенные пластиковые детали, кривые кресла, поголовно потертый и поцарапанный жесткий пластик — типичный вид салона подержанного «Патриота» 7-10 летней давности, связанной, в том числе, с суровой эксплуатацией.

Сразу можно сказать одно: УАЗ — это не автомобиль, это состояние души. Поэтому, если вы думаете, что «Патриот» — это такой «Ленд Круйзер», только отечественного производства, то это будет самым большим заблуждением в вашей жизни. Не пройдет и аналогия с подержанным Renault Duster. Если французский кроссовер после покупки озадачит вас прохождением ТО и заменой расходников, после чего с большой вероятностью отстанет от вас на ближайший год, то с УАЗом вас ждут ежемесячные приключения с исправлением всего, что не успел исправить завод и предыдущий владелец. Как говорится, если из УАЗа нигде не течет масло, значит оно уже все вытекло — шутка, появившаяся неспроста.

Главная беда — посредственное качество комплектующих и их порой скверная установка. Завод попытался исправить это максимальным применением импортных аналогов, которые сами по себе довольно надежны, однако их сопряжение друг с другом, помноженное на суровую эксплуатацию, увы, не избавляют от проблем.