Горы и горцы

Если в вашем сравнении не будет участвовать Toyota Land Cruiser, то мы не дадим обновленный Патриот. Ультиматум пресс-службы УАЗа меня удивил. Конечно, по габаритам Land Cruiser Prado и Патриот близки, но цены... Чтобы их уравнять, нужна двадцатилетняя Toyota. А среди новых автомобилей за миллион ничего похожего на Патриот нет. Пришлось искать... Нет, не уставший Land Cruiser, а другой Патриот — и мы его нашли! Для нашей вылазки новую машину приобрела компания Автомама, а когда мы обнаружили, что Патриот обильно украшен наклейками, чуть поморщились, но отдирать их не стали. Будем считать, что квиты. Насколько Патриот хорош в качестве автомобиля-путешественника? Есть ли смысл в его раме, мостах, понижайке — или для того, чтобы посмотреть страну, подойдут и кроссоверы попроще, например Renault Duster, Hyundai Creta или Renault Kaptur, каждый из которых тоже стоит по миллиону? Нетривиальное сравнение. Как и маршрут: едем в Дагестан!

ЕЩЁ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ:Обстановка и этника в ДагестанеИспытываем комбики по дороге в Дагестан

Попасть в Дагестан можно двумя способами. Я выбрал добровольный. Для этого нужно оказаться у рынка Садовод на юго-востоке Москвы, где стоят автобусы на Дербент и Махачкалу. Две—три тысячи рублей — и через 40 часов вы у Каспийских берегов. За те же деньги можно и на поезде, а заплатив еще шесть тысяч, вы улетите самолетом. Но у нас туризм автомобильный, и две тысячи километров на юг мы проедем за рулем.

Не могу сказать, что от желающих поехать в Дагестан не было отбоя. Рядом со мной наш оператор Кирилл Цивинюк и водитель-испытатель Андрей Неверов. Гидом и зачинщиком выступил Алексей Мочалов, а фотографом — Дмитрий Питерский

Дорог на Дагестан несколько, но узкой и загруженной трассы М6 лучше избегать. Мы решили ехать по М4 Дон, заночевать в Ростове-на-Дону, а затем уйти восточней, в сторону Ставрополя, — и, уже никуда не сворачивая, катить до Каспия.

Я сел в обновленный Патриот. Точнее, встал на подножку, подтянулся, схватившись за классный трехспицевый руль, и опустился на жесткое кресло удачной формы. И тогда, рассматривая из-за руля крыши трех других кроссоверов, понял, почему в путешествие хочется отправиться именно на УАЗе. Гигантский багажник, салон — с малогабаритную однушку, да и обставлен неплохо. Понятная панель приборов, регулируемый по вылету руль, широкий тоннель-органайзер между креслами и, не побоюсь этого слова, мультимедийный центр! Плохо, что USB-разъем спрятан в мелком бардачке, розетка на 12 вольт всего одна, и ни у кого с первого раза не получилось подцепить смартфон по протоколу Bluetooth.

После обновления ульяновская птичка на эмблеме парит орлом, да и сам Патриот — красавец, особенно в дикой природе. Жаль, что по любым дорогам он не летит, а скачет горным козлом

Вскоре стало ясно, что водителю-то не слишком просторно: жесткое кресло прижато к двери, а уступ центральной консоли набивает шишку на правой ноге. Пассажиру лучше. Главное, чтоб ему хватило сил открыть дверь: дергать за ручку надо так, будто ты не открываешь, а вскрываешь Патриот. Но это же мелочи: так много автомобиля за миллион (да еще с двумя подушками ­безопасности, системой стабилизации, камерой заднего вида, обогревом руля и всех сидений) не предлагает никто!

По дизайну интерьера Патриот давно в числе лучших российских автомобилей. Качество тоже неплохое, хотя за время поездки у нас отвалилась схема переключения передач и одно из креплений небольшого бардачка. Усилие на шайбах отопителя минимальное, люфтов нет. Но работает печка неважно: в мороз приходится выбирать, какое из стекол очистить от наледи. Выберешь лобовое — затянет боковые, и наоборот. А в околонулевую температуру приходится то и дело крутить ручку обогрева: на максимуме становится душно, а всего один щелчок в сторону — и уже прохладно. Заслонка рециркуляции и дверные уплотнители недостаточно герметичны, пыли в салоне было больше, чем у других. Между сиденьями пара подстаканников и много места. Электропривод переключения режимов трансмиссии работает быстро, передачи переключаются хорошо. Обогрев теперь есть не только у всех кресел, но и у руля, ­причем обод отапливается целиком

Мотор запускается степенно, спустя пару секунд после начала работы стартера, и на холостых неритмично подрагивает. Ворчит коробка передач, пропеллер отопителя шумит уже на третьей скорости из семи, а на экране бортового компьютера значение среднего расхода топлива перевалило за 200 литров на сотню. Позже стало ясно, что этому прибору нельзя доверять и на ходу.

А почему такая тугая и короткоходная педаль сцепления? Потому что это тормоз: педальный узел сильно сдвинут влево, и с непривычки промахиваешься. Рычаг переключения размашистый, но все же точный.

«Четверка», как называют дальнобойщики трассу М4, —это лучший телепорт страны (в том смысле, что дорога ужасно скучная, но средняя скорость движения высока). Особенно в ноябре, когда нет бесконечной вереницы отпускников. Единственное, что требуется от автомобиля на М4, — это ­круиз-контроль и кофе в подстаканнике.