Дизель, 6-ступенчатая МКПП и математика

Первой моей машиной был ВАЗ-21134 или в простонародье «тринашка», купленная в салоне в далёком уже 2007 году. Цвета «Нифертити».

Отъездил я на ней 6 лет и 65 тысяч километров, в течение которых служила она мне верой и правдой, радовала и не ломалась. Отличная была машина! Ничего плохого про неё сказать не могу. И даже сейчас язык не повернётся назвать её «тазом». Много сил, нервов, труда и денег было в вложено в её доработки. Жаль, что не был тогда зарегистрирован на D2, много бы записей в бортжурнал было добавлено, ибо переделок было очень много. Но пришло время, и тринашка была продана. Про свою первую машину, словно про первую любовь, я мог бы говорить очень долго ;) Но сегодня речь пойдёт не о ней.

И вот недавно совершенно случайно, занимаясь чисткой винчестера ноутбука, наткнулся я на эту самую программу. И было решено прогнать через неё коробку передач моего дизельного Дастера. Но сухие цифры, полученные в результате, оказались неинтересными, ведь с дизельным двигателем главное не максимальная скорость, а динамика разгона. Поэтому, сейчас мы математически докажем, что в 6-ступенчатой коробке, которой агрегируется дизельный Дастер — Renault TL MT6 4WD, передаточные числа подобраны крайне удачно. Попутно выясним, почему 1-ую передачу можно считать «понижено-внедорожной», а 6-ую передачу вполне можно назвать «автоматом».

А дальше — математика и только математика.

Мы знаем, что полка максимального крутящего момента, для двигателя K9K находится в диапазоне 1750 — 2750 об/мин. Значит, переход на следующую передачу должен быть выполнен на скорости движения, при которой обороты двигателя на этой следующей передаче были бы как минимум 1750 об/мин. Надеюсь, это понятно.

— Передаточные отношения каждой из 6 передач (заднюю не учитываем);— Передаточное отношение главной передачи;— Размерности колеса автомобиля.

Размерность колёс, в которые на заводе обувают Дастеры — 215/65 с диском диаметром 16 дюймов. Опустив вычисления, получим, что длина окружности такого колеса будет равна 2.15 метра. Т.е., за один оборот колеса машина проедет 2 метра и 15 сантиметров пути.

Только в коробке передач есть ещё главная передача, которая дополнительно изменяет (уменьшает) частоту вращения вторичного вала коробки передач, увеличивая при этом отдаваемый на передний дифференциал крутящий момент. Отсюда следует, что суммарное передаточное отношение коробки передач будет равно произведению передаточных чисел каждой из передач на передаточное отношение главной передачи. Например, для первой передачи эта величина составит 4.455×4.857 = 21.64. Другими словами, двигаясь на первой передаче, скорость вращения колёс будет в 21.64 раза ниже скорости вращения коленчатого вала двигателя. При этом, максимальный крутящий момент двигателя, передаваемый на колёса будет в 21.64 раза выше и в пике составит аж 5193 Нм! Теперь понятно, почему 1-ую передачу в этой коробке называют «понижающей» с намёком на бездорожье? От себя добавлю, что лучше никогда не бросайте резко сцепление при включённой первой передаче, если не хотите ощутить ускорение Мюнхаузена, выстреливаемого в направлении Луны ;)

Теперь мы можем определить, скорость движения автомобиля при определённой частоте вращения коленчатого вала двигателя (у нас это 1750 оборотов в минуту или 105000 оборотов в час) для каждой из передач.

Мы помним, что за один оборот колеса машина проедет 2 метра и 15 сантиметров пути. Теперь умножим полученное значение оборотов колеса за час на длину пути одного оборота, чтобы получить путь автомобиля за час, то есть, его текущую скорость: 8353.2×2.15 = 17959 (метра в час) = 18 (км/час).

(105000 / 7.93) x 2.15 = 28462 (метра в час) = 29 (км/час) для перехода со 2-ой на 3-ью передачу.(105000 / 5.41) x 2.15 = 41723 (метра в час) = 42 (км/час) для перехода с 3-ей на 4-ую передачу.(105000 / 3.94) x 2.15 = 57311 (метра в час) = 57 (км/час) для перехода с 4-ой на 5-ую передачу.(105000 / 2.99) x 2.15 = 75331 (метра в час) = 75 (км/час) для перехода с 5-ой на 6-ю передачу.

6-ая передача или «режим-автомат»

Значит, 6-ая передача перекрывает полкой максимального крутящего момента двигателя все скорости в диапазоне 75 — 119 км/час! То есть, на трассе 6-ая передача — это реальный «автомат», переключился и забыл про коробку передач. Если кто ещё не понял, то на скорости 120 км/ч можно смело идти на обгон, и Дастер при этом будет уверенно ускоряться даже в горку! И при этом вам по ушам не будет бить аццкое завывание двигателя, ведь на тахометре будет меньше 3000 оборотов. Ай да дизель! Крассава! ;)

Ну и напоследок, как и обещал, давайте убедимся, что передаточные отношения в коробке для работы с дизельным двигателем подобраны просто идеально.

Итак, для 2-ой передачи скорость перехода на 3-ью составляет 29 (км/час) или 29000 (метров в час) или 483.33 (метра в минуту). Разделив полученное значение на длину окружности колеса 2.15 метра, получим кол-во оборотов колеса в минуту, равное 483.33 / 2.15 = 224.81. Суммарное передаточное число для второй передачи составляет, как мы помним, 2.588×4.857 = 12.57. Умножим полученное число на количество оборотов колеса в минуту, чтобы получить искомую частоту вращения коленчатого вала двигателя в минуту: 12.57×224.81 = 2825 (об/мин).

(((42×1000) / 60) / 2.15) x 7.93 = 2581 (об/мин) — при переходе с 3-ей на 4-ую передачу.(((57×1000) / 60) / 2.15) x 5.41 = 2390 (об/мин) — при переходе с 4-ой на 5-ую передачу.(((75×1000) / 60) / 2.15) x 3.94 = 2290 (об/мин) — при переходе с 5-ой на 6-ую передачу.

Как видите, это всё чистая математика. А математика никогда не врёт! ;)Всё, можно идти спать. Кто дочитал, тот — молодец :)))Всем успехов и безопасных дорог!