Бортовой компьютер на Рено

Бортовой компьютер Prestige V55 в салоне автомобиля

Современные автомобили оснащены всевозможными электронными датчиками. Боротвой компьютер следит за состоянием электронных систем в режиме реального времени, и, если вдруг что-то пошло не так — даст водителю об этом знать с помощью специальных сигналов.

Небольшая историческая справка о бортовых компьютерах

История появления этого устройства началась в 1981 году, когда американской компанией IBM был впервые создан компьютер для автомобилей. Причем, самыми первыми стали комплектоваться немецкие BMW. Слово «бортовой» тогда ещё не применялось — компьютеры назывались маршрутными. Диагностику они делать не умели, и, весь функционал был представлен в виде часов и градусника, показывающего температуру на улице. Сегодня такие компьютеры по-прежнему называют маршрутными (правда, функций у них намного больше). Бортовой тем и отличается от маршрутного, что не только показывает различные параметры, но и диагностирует состояние электроники, считывает ошибки системы.

Штатный компьютер на Рено Дастере

Информационные функции значительно упрощают поездку на автомобиле, делают её в определенной мере более комфортной. Достаточно посмотреть на дисплей — и можно многое узнать о том, что сейчас происходит с автомобилем. Конечно, у разных моделей бывают разные опции, но, чаще всего, основными могут являться следующие:

  • Расход топлива. Данная функция показывает расход на 100 км в текущий момент времени, в точных цифрах. Так водитель может знать, сколько на самом деле «ест» его машина. Кроме того, можно следить за состоянием бензобака. Обычно, компьютеры показывают, сколько осталось горючего в баке (конечно, есть ещё датчик на панели приборов, но он не может показывать точные цифры), также, есть весьма удобная вещь — вывод информации о том, на сколько километров хватит оставшегося топлива.
  • Скоростные характеристики. Сюда входит текущая скорость, показанная в виде точных цифр. Эта опция полезна водителям тех автомобилей, на приборной доске которых находится обычный стрелочный спидометр, никогда не показывающий точную скорость (за счёт погрешности спидометр показывает чуть больше, чем есть на самом деле). Всегда можно ориентироваться на цифры при соблюдении скоростного режима. Среди прочих функций — текущий пробег за данную поездку, время разгона с нуля до ста км/ч.
  • Информация с разных датчиков. Например, температура охлаждающей жидкости, температура воздуха за бортом, состояние РХХ (регулятор холостого хода) и т.д.
Бортовой компьютер Multitronics для Логана и отображаемые им параметры

Многие бортовые компьютеры обладают всевозможными настройками в виде напоминаний, например, можно указать, сколько тысяч километров осталось проехать до следующей замены масла в двигателе или замены ремня ГРМ. Таким образом, бортовик вовремя даст нужный сигнал для того, чтобы автовладелец не «прозевал».

Бортовой компьютер как средство диагностики

Чтобы понять, насколько этот девайс важен, проще привести пример. Во время вождения автомобиля внезапно начинают падать обороты, вплоть до того, что машина попросту глохнет. Может даже дойти до такого, что двигатель не заведется. Причин может быть огромное множество, и, без диагностики тут не обойтись. И вот здесь очень пригодится компьютер, умеющий считывать ошибки. К примеру, он покажет, что неисправен регулятор холостого хода. И всё, что осталось — это заменить его на новый. А если бы автовладелец поехал на диагностику, то почти наверняка ему пришлось бы раскошелиться. Кстати, многие недобросовестные диагносты любят «вешать лапшу» о якобы проблемах в электронике, которых на самом деле нет, тем самым, вынуждая заплатить за так называемый «ремонт». Особенно часто такое происходит, когда работники автосервисов понимают, что перед ними неопытный автомобилист, которого можно «развести».

Тем не менее, нельзя полностью надеяться на бортовой компьютер, т.к. полноценной диагностики он не заменит. Однако, небольшие сбои, чаще всего, ему «по зубам».