Боги «второго» мира

Боги «второго» мира

Renault Duster 1,6 (102 л.с.) 6МT цена: 581 000 руб. Chevrolet Niva 1,7 (80 л.с.) 5МT цена: 541 000 руб. Chevy Niva жила себе — не тужила. Да вот напасть на ее голову — новый Renault Duster, который стоит в аккурат столько же, что и немолодое отечественное детище. Он существенно современнее, лучше оснащен. Наконец, у него шире гамма двигателей, включающая в себя 1,6- и 2,0-литровый бензиновый и 1,5-литровый дизельный агрегат. Но, оказывается, списывать со счетов старушку пока еще рано. Почему? Да видите ли...

Renault Duster, а именно Dacia Duster, дебютировал в Старом Свете 8 декабря 2009 года и заставил отечественных автовладельцев потомиться долгим ожиданием, прежде чем, наконец, появился в России. Виновниками стали Logan и Sandero, спрос на которые был огромен, а мощностей московского завода «Автофрамос» не хватало. Но в конце прошлого года запустилась новая, общая с Sandero сборочная линия и кроссовер с дизайном а-ля ралли-рейдовый болид начал победное шествие. Это не красное словцо и не преувеличение: за несколько дней я потерял счет людям, расспрашивавшим о новинке. Коллега, взявший машину, был вынужден устроить «экскурсию» по Renault для друзей и родственников. Апофеозом стал взмах полосатой палочки на выезде из Москвы, но не для проверки документов, а чтобы... господин полицейский смог «примерить» Duster на себя. Все это говорит о значительном прикладном интересе. По предварительным прогнозам автомобиль пришел в Россию всерьез и надолго. Очередь на него расписана более чем на год вперед. С учетом цены на Duster конкурентов у него, можно сказать, почти нет. Хотя постойте. Принято считать, что один все же есть.

На радиаторной решетке — фирменный шевролетовский «галстук-бабочка», на пятой двери надпись Niva, а старик Луи Шевроле вертится в гробу со скоростью коленвала. В России бренд представлен главным образом корейскими разработками да «Нивой», у которой неспроста есть армия преданных поклонников. И кого теперь волнует, что истинный Chevy — это Tahoe? Бизнес есть бизнес, и идет он неплохо. С 2004 по 2008 год Niva оказалась самым востребованным внедорожником в России. В начале 2009 года автомобиль, за который так отчаянно проголосовал рублем покупатель, «помолодел» стараниями знаменитого итальянского ателье Bertone. Например, видоизменились бамперы, в головной оптике появились линзы ближнего света. Однако это лишь рестайлинг модели, выпускаемой с 2002 года. Duster же является новой моделью, пусть и базируется на не самой молодой логановской платформе B0. Неужели мы затеяли игру в одни ворота?

Оригинальные особенности эргономики

«Францу-у-узы...», — словно немец бандит из фильма «Такси», протянул я, садясь в Duster. Расширенные колесные арки — это эффектно и вообще «повзрослому». Но растущие от них массивные пороги так и норовят оставить на брюках грязные полосы. Салон не претендует на оригинальность, но он симпатичен и неплохо собран. Разве что серебристая окантовка центральной консоли люфтит. Некоторые особенности логановской эргономики благополучно нашли себе место в интерьере кроссовера. Звуковой сигнал включается кнопкой на торце левого подрулевого рычажка, управляющего оптикой. Кресло даже в нижнем положении установлено высоковато, что формирует немного «табуреточную» посадку. По высоте оно регулируется ступенчато: для этого нужно выйти из машины, дернуть левый рычажок под «сидушкой», и тогда она «выстрелит» вверх. Не слишком удобно, зато продольная регулировка немалая, чем не может похвастаться Niva. Несколько странное место выбрали для неподсвечивающегося блока электростеклоподъемников Duster — под ручкой двери внизу. Поиск кнопок подогрева сидений, «сбегающих» вниз по боковому основанию кресла, оборачивается увлекательным квестом, в особенности при закрытых дверях. Плотно охватывающее тело кресло в целом хорошо спрофилировано, но рослый водитель посетует на нехватку поясничного подпора. Этим же, кстати, страдает и Niva. Регулировка руля у «француза» по наклону невелика, но ее диапазона достаточно. А вот наличие настройки по вылету не помешало бы: всем участвовавшим в тесте хотелось вытащить штурвал на себя.

Внутренний дизайн российского, прости господи, Chevrolet неприветлив, но эргономика в целом сравнительно удачная. Блок кондиционера с примитивным оформлением крупных наглядных воротков удобен в пользовании. Нельзя сказать, что в Duster с этим проблема, просто у «француза» он задвинут в самый низ центральной консоли, где воротки тонут в полумраке. Простецкая «приборка» «россиянина» прекрасно читаема. Есть регулировка руля по наклону, хотя и бестолковая: обод баранки либо перекрывает приборы, либо ставится отлого, как на автобусе. Потребитель хотел — потребитель получил. Зачем — другой вопрос. В итоге мы пришли к немного неожиданному выводу: по удобству посадки водителя Niva не превосходит, но и не уступает Duster.

В схватке за комфорт задних пассажиров также ничья. «Француз» предлагает более щедрый запас места для ног и над головой, однако массивный порог и небольшой «посадочный» проем (пространство от центральной стойки до подушки) снижает удобство доступавыхода. У Niva задний диван широк, но его как будто набили кирпичами. Зато багажник «Пыльника» с едва ли не фольксвагеновским орднунгом не в пример лучше и вместительнее: почти ровные стенки, легко снимающаяся полка, полноразмерное запасное колесо под полом. Ложкой дегтя станет разве что приличная погрузочная высота. Распахиваем дверь российской машины, и... На тыльной стороне двери крепится эффектная лопата, погрузочная высота поменьше — вот и все преимущества короткого и нелепо отформованного отсека. Впрочем, Chevy короче Renault, так что и удивляться тут нечему.

Кому асфальт в радость, а для кого печаль?

Хотя у «француза» и набралось маленькое лукошко эргономических «косячков», они, по правде говоря, совершенно не криминальные (особенно принимая во внимание стоимость машины!) и через полчаса езды относишься к ним как к небольшой плате за общий благоприятный фон. Плотной и неожиданно комфортной подвеской Duster напоминает Logan и Sandero (у полноприводных кроссоверов спереди стойки макферсон, сзади «многорычажка», в то время как монопривод довольствуется полузависимой подвеской). «Мелочевка», поперечные швы и даже многие сравнительно крупные выбоины сглаживаются, словно пластилиновые. На прямой машина стоит как вкопанная. Никакой раскачки на волнах, минимум кренов в поворотах. Вот только руль не из легких — гидроусилитель хоть и «размягчает» баранку, но ненамного. «Приятная информативная тяжесть»? Лишь до тех пор, пока во время исполнения маневра-переставки не закусывает привод.

А мотор-то боец! Сотня с лишним сил достаточно резво разгоняет автомобиль, который, кстати, почти на 200 кг тяжелее Logan с аналогичным шестнадцатиклапанником. Подбор передаточных чисел и тяга на низких оборотах позволяют трогаться со второй передачи, оставив очень короткую первую для бездорожья. Фактически она «ползучая», заменяющая кроссоверу «понижайку». Хотя ступени мелковато «нарезаны» и рычагом требуется регулярно орудовать, мотор прекрасно «везет» в диапазоне 3000–5000 об/ мин. Это, естественно, не сжигающий душу экстаз, который испытываешь за рулем компрессорной Audi A6, но и нечто большее, чем ожидаешь от скромного агрегата. Нужно очень постараться, чтобы заглохнуть или вывалиться на маленьком «броневичке» из транспортного потока.

Когда пересаживаешься из Renault в Niva, одолевает желание пожалеть и ее, и себя. Тяги старенькому мотору объемом 1,7 л катастрофически не хватает, а регулярно загонять стрелку тахометра, как на Duster, в правый сектор шкалы, выжимая все соки, бессмысленно. На трассе оптимальная крейсерская скорость «француза» равна 110–120 км/ч. На российском бестселлере разгоняться выше 80–90 км/ч просто неприятно: автомобиль ускоряется крайне неохотно, а вой трансмиссии, ставший фирменной особенностью вазовских полноприводников, доводит до исступления. Duster по части акустического комфорта тоже не Mercedes, но здесь гул от двигателя и колесных арок все-таки в пределах допустимого. Зато четкость нивского привода КП сносная, хотя ходы рычага великоваты. После Niva работа «ручки» Renault напоминала едва ли не щелканье «затвора» Clio Sport.

В ходе «лосиного теста» внедорожник из Тольятти демонстрировал двойственность характера, резко шарахаясь от виртуального препятствия во вторую «полосу», однако крены дестабилизировали машину и водителю приходилось как следует поработать, чтобы ее удержать в коридоре.

Renault Duster

Силовой агрегат у кроссовера Renault размещен спереди поперечно. Между колесами передней и задней осей крутящий момент распределяют простые симметричные дифференциалы (Д). За распределение крутящего момента между передним и задним мостом отвечает многодисковая фрикционная муфта (М). Водитель Renault Duster может принудительно влиять на данный процесс. Для этого предназначен вращающийся селектор, размещенный на центральном тоннеле рядом с рычагом переключения передач, которым выбираются следующие режимы работы полноприводной трансмиссии: 2WD, Auto, Lock.

Использование трансмиссионной программы 2WD подразумевает, что вся тяга двигателя передается на передние колеса. При включении режима Auto при прямолинейном равномерном движении по ровной сухой дороге ведущими также являются только передние колеса. Однако при проскальзывании одного из них часть крутящего момента начинает передаваться на колеса заднего моста. В этом случае через колеса задней оси можно реализовать до 50 % тяги двигателя. Когда водитель задействует режим Lock, диски муфты все время находятся в фиксированном положении.

Напомним, что паркетник Renault Duster оснащается полноприводной трансмиссией, которая позаимствована у кроссоверов Nissan.

«Пыльнику» пыльное, «Ниве» — болото

На асфальте Chevy обращается в новый вид «кровососущего». Винить ее в этом не стоит, ведь она была рождена именно внедорожником. В активе Niva постоянный полный привод, энергоемкая подвеска и превосходная обзорность. Мы приготовились посмотреть, как она заставит молить «французишку» о пощаде, но Duster приятно удивил. Артикуляция у отечественного вездехода существенно больше, велики и просветы. Но и у Renault геометрия и защищенность агрегатов под днищем дай бог каждому. Картер двигателя оберегает металлический лист. Отдельная «броня» есть и у тормозных трубок. Но сравнительно слабым звеном является выхлопной тракт — наиболее низкая точка под днищем машины, украшенная парой смачных вмятин в нескольких местах. Кроме того, смущает «пасть» воздухозаборника, через которую можно повредить радиатор. Передние рычаги расположены горизонтально, а компоновка задних напоминает схему лидеров среди кроссоверов в этой номинации с «молодецкими» плечевыми областями. Некоторые просветы даже превосходят нивские. Но все-таки Chevy предпочтительнее для офф-роуда. У нее и понижающая передача, и блокировка центрального дифференциала. Сюда бы мотор помощнее и межколесные блокировки... По части трансмиссии Renault может противопоставить отечественной машине несложную систему с подключающейся муфтой, позаимствованную у Nissan.

Базовое исполнение Renault Duster Authentique с полным приводом стоит от 499 000 руб. Автомобиль в данной комплекации лишен таких опций, как кондиционер, регулировка руля по наклону и электропакет. Не получится совместить комплектацию и с двухлитровой «четверкой». Зато в «стандарте» имеется защита картера двигателя и адаптация мотора к запуску в холодном климате. Продвинутая версия Privilege, побывавшая на нашем тесте, следует после Expression (у которой наличествуют передние стеклоподъемники, за доплату предлагается кондиционер, подогрев кресел, задний парктроник). В качестве штатного оснащения для нее доступен бортовой компьютер, электропривод передних стекол и зеркал, обогрев зеркал и кресел. За доплату такой Duster дооснастят боковыми подушками безопасности, фронтальной подушкой для переднего пассажира и ESP, которая будет доступна для заказа осенью. Цена на стартовый «Privilege 1,6» 4×4 начинается от 581 000 руб., а на двухлитровый вариант — от 621 000. Самая полная комплектация Luxe Privilege оснащается исключительно мотором объемом 2,0 л, и прайс на такой полноприводный Duster стартует от 681 000 руб.

У «начальной» Niva L за 444 000 руб. есть электропривод передних стеклоподъемников, зеркал и даже их обогрев. А в топовом исполнении GLC (541 000 руб.) имеется кондиционер. Это, пожалуй, единственное, что отличает его от стоящего ступенькой ниже GLS, нафаршированного ABS, противотуманками, подогревом передних кресел, фронтальными подушками безопасности. Но о «музыке» мечтать не приходится даже в «максимальной» версии, поскольку автомобиль доступен только с аудиоподготовкой. Как пел небезызвестный ливерпульский ансамбль, Back in the USSR.

Но конкуренты ли Duster и Niva? Ведь их объединяет лишь схожая цена. В остальном это два совершенно разных автомобиля, ориентированных на различных пользователей. Совсем не факт, что с появлением Renault исчезнет спрос на Chevy. А вот кому стоит поволноваться, так это более дорогому полноприводному Suzuki SX4, который мы планировали взять третьим участником теста. Увы, тестовой машины на «механике» ни в представительстве, ни у дилеров не оказалось. Duster же с автоматом пока доступен лишь в переднеприводном исполнении, а в Renault говорят, что «полнокопытная» машина с АКП появится не раньше чем через год.

Кстати, любопытно было бы знать, как кроссовер сможет уживаться с Logan и Sandero. «Предвидел бы я, что появится Duster, взял бы именно его», — посетовал мужик-«сандеровод», разглядывавший практичный паркетник. Думается нам, так мыслит не он один.

Chevrolet Niva

Силовой агрегат у российско-американского внедорожника Chevrolet Niva размещен спереди продольно. Схема полноприводной трансмиссии полностью отличается от системы полного привода, примененной на Renault Duster. Так, в раздаточной коробке Niva наличествует дифференциал, отвечающий за распределение тяги между мостами. Дифференциал — свободный, конический, симметричный (Д). При условии одинакового сцепления колес с дорогой и одинакового давления в шинах мощность между мостами делится поровну.

Как в переднем, так и в заднем мосту установлены простые симметричные дифференциалы (Д) без возможности их блокировки. Межосевой дифференциал можно заблокировать принудительно (Б). Для этого служит рычаг управления, расположенный рядом с рычагом переключения передач. Им же можно включать понижающую передачу в раздаточной коробке (ПП).

Фирма-производитель не рекомендует двигаться продолжительное время с заблокированным меж осевым дифференциалом по дорогам с твердым покрытием, так как можно вывести из строя механизм распределения крутящего момента между ведущими осями.

В трансмиссии Chevy Niva мощность от раздаточной коробки к мостам передается валами с шарнирами равных угловых скоростей. ШРУСы в приводные валы внедрили относительно недавно, это позволило снизить уровень вибраций в трансмиссии автомобиля.